Проповедь на Торжество Православия. |
|
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. С Божией помощью мы прошли трудное, но в то же время и радостное поприще Первой седмицы Великого поста. Многие из здесь присутствующих уже успели за эти дни усердно помолиться, искренне покаяться в своих грехах, причаститься, проявить себя в делах милосердия к ближним и в благотворительности. И Церковь Христова ликует о том, что не угасла ещё православная вера у людей, и что сила Божия наглядно побеждает страсти и немощи человеческие. Поэтому, в первое же воскресенье Великого поста совершается празднование Торжества Православия. Этот праздник неразрывно связан с иконопочитанием, которое было окончательно утверждено в девятом веке, когда только-только закончилась великая эпоха Вселенских соборов, на которых в полноте раскрыты были все стороны Православного вероучения. – В первую очередь, это догмат, то есть, богооткровенная истина о Святой Троице, о Личности Иисуса Христа, о Пресвятой Богородице, о Святой Церкви и Её таинствах. Но человеческий мир во грехах лежит, и этот мир придумал новую ересь – иконоборческую, с помощью которой дьявол - князь мира сего, рассчитывал разложить и уничтожить православную Церковь и христианство вообще. Под благовидным, казалось бы, предлогом, некоторые христианские богословы, подвижники благочестия, ревнители чистоты веры, начали критиковать крайние проявления народного непросвещённого суеверного благочестия, доходящего, порою, до откровенного идолопоклонства в форме магизма. Так, например, некоторые черезчур экзальтированные священники соскабливали краску с икон и подмешивали её в Причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто был изображён на иконе. Бывали случаи, когда верующие относились к иконам как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде, и тому подобное. Это было следствием того, что античное язычество ещё не полностью исчезло, но переродилось в грубую материализацию священных изображений. И вот, исходя из рационалистических соображений, участились, якобы справедливые, призывы вообще запретить почитание святых икон как таковых. Этому же способствовала и тогдашняя политическая ситуация как внутри православной Византийской империи, так и в сопредельных с ней странах. В 723 году мусульманский халиф Иезид издал указ, обязывающий убрать иконы из христианских храмов на подвластных ему территориях, прежде захваченных арабами у христиан. А всего через три года такой же указ издал уже христианский византийский император Лев, происходивший из восточной приграничной провинции Исаврии, где было сильное влияние монофизитов, евреев и язычников. Больше ста лет иконоборческая ересь насильственно насаждалась греческими царями и, даже после Седьмого Вселенского собора, защитившего иконопочитание, царь Лев V Армянин преследовал иконы и только в 843 году была окончательно закреплена необходимость иконопочитания Торжеством Православия. И теперь, только Православие являет чистоту иконопочитания. Западную (Римскую) церковь почти не затронуло иконоборчество, поэтому в ней осталось неразвитым богословие иконы, и после произошедшего в 1054 году разделения церквей, иконы в католичестве подменились обыденными живописными натуралистическими картинами и изваяниями на христианскую тематику, и эти приземлёно чувственные изображения никто не целует. Нет чётких норм иконописи и в дохалкидонских церквах, где Христа могут изобразить в виде рыбы, барашка или в других символах. Иудеи и мусульмане вообще отказались от священных изображений, а буддисты и язычники поклоняются самим статуям как своим богам. Старообрядцы чтут исключительно древние иконы. Но мы, православные христиане, правильно ли, хоть сами-то почитаем святые иконы?.. - Мы прекрасно знаем, что поклоняемся и возносим молитвы не краскам, деревянным доскам, штукатурке, бумажкам, стёклышкам, полимерам и другим материалам, из коих изготовляются иконы, а только тем прославленным Богом личностям, которые изображены на наших образах. Но часто мы забываем, что вокруг нас много и нерукотворных икон, потому что, все люди созданы по образу Божьему, а икона – это, как раз, и есть образ Божий. И если мы враждуем с ближним своим, но говорим, что почитаем иконы, то мы нагло лжём, и тому, кому говорим, и, прежде всего, самим себе. Сколько рядом с нами людей – образов Божиих, нуждающихся в нашей помощи, но мы равнодушны к ним, а то и ещё больше втаптываем их в грязь своею ненавистью к ним. При этом мы нарушаем и другую заповедь Божию – «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1), - если мы не подаём милостыню из-за того, что считаем нищих лентяями, пьяницами, сквернословами, обманщиками, глупцами и тому подобное. Но других-то нуждающихся и не бывает, которые принимали бы наши жалкие подачки, и даже благодарили нас за них. Мы не хотим верить, что эти непонятные люди есть настоящие, живые иконы, и евангельское чтение, которое мы сейчас услышим - о сомневавшемся апостоле Фоме (Ин. 20, 19-31), - предлагается для подкрепления нашей слабой веры; а завтра на литургии евангелие (Ин. 1, 43-51) о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила подскажет нам, что, только приняв Христа, можно раскрыть образ Божий в себе самом и полюбить образ Божий в каждом человеке. Тому же апостолу Филиппу, на Тайной вечери, Христос ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Совсем недавно (в Неделю о Страшном Суде) мы слышали грозные слова Бога: «Был Я голодным, и вы не дали Мне есть, был Я наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня, - так как вы не сделали этого одному из этих братьев Моих меньших, то не сделали Мне!» (Мф. 25, 31-46). Возлюбленные в Господе отцы, братья и сестры! В преддверии самого радостного торжества Православия – Пасхи Христовой, у нас есть ещё самое благоприятное и самое драгоценное время поста, для молитвенного покаяния, частого благоговейного причащения Тела и Крови Христовых, для дел милосердия и благотворительности, чтобы и наш, личный, образ Божий в каждом из нас, поруганный, заплёванный и уже разрушенный нашими собственными греховными страстями, вместе со Христом, воистину воскрес. Аминь. + Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Проповедь произносил за Всенощным бдением в субботу 2/15 Марта 2008 года в храме Живоначальной Троицы в Останкино г. Москвы |