Проповедь на Троицу.


+
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Днесь благодать Святаго Духа нас собра!
Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом!
Сегодня Святая Церковь торжественно празднует день Своего рождения, в которое произошло удивительное событие – сошествие Святого Духа на апостолов – (Деян. 2, 1-47). В течение пятидесяти дней после воскресения Христа апостолы усердно молились о даровании им обещанного Духа Святого, без содействия Которого им запрещено было выходить на всемирную проповедь о Воскресшем Спасителе. И вот настал праздник Пятидесятницы, установленный на горе Синай, в воспоминание дарования Моисеева Закона еврейскому народу. По этому случаю в Иерусалим собралось множество народу, в том числе из дальних стран. И внезапно сделался шум с Неба, как от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. И явились им разделяющиеся огненные языки и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Привлечённые шумом к горнице на горе Сион люди недоумевали, как малограмотные апостолы вдруг стали говорить на иностранных языках. И тогда апостол Пётр обратился к пришедшим с проповедью об излиянии в мир Святого Духа через вознесшегося на Небеса Иисуса Христа. И Дух Святой коснулся сердец слушающих, и покаялось и крестилось в тот день около трёх тысяч человек, ещё недавно ожесточённо требовавших смертной казни Спасителю. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12, 3). Ибо богооткровенная Истина о Боговоплощении парадоксальна, так же, как непостижим и догмат о Святой Троице, который, сам по себе, есть крест для человеческой мысли. Сотворённый и падший наш ум не может рационально уразуметь одного Бога в трёх Лицах и, как и Отец и Сын и Святой Дух взаимно проникают, но не смешиваются, соединяются, но не сливаются, различаются, но не разлучаются. И только смиренно приняв на веру всё православное вероучение о Пресвятой Троице, наша мысль обретёт совершенную устойчивость, так как познание Бога – главное назначение человека. По слову протоиерея Павла Флоренского, «между Троицей и адом – нет никакого иного выбора». Троица – образ любви, чистоты и целомудрия, которое объединяет людей в Церкви, являющейся единственным в мире источником Святого Духа. Поэтому, кому Православная Церковь простит грехи, тому они простятся, а кому оставит, на том останутся. Отсюда, всякая ересь и раскол, разрывающий церковное единое Тело Христово – есть блуд духовный, несмываемый с души даже мученической кровью. Где божественное и человеческое разделяется, там Христос вновь распинается. Необходимо помнить, что Всесвятой Дух излился на апостолов тогда, когда Он же окончательно отнялся от Ветхозаветной религии: «Се, оставляетесь вы, дом ваш пуст!» (Мф. 23, 38). Человечество было уже мертво, оно было подобно тому полю, о котором пророк Иезекииль говорит, усыпанному костями человеческими, которые дыханием Духа Святого соединяются в тело живое, и сообщаются этому телу новая жизнь - (Иез. 37, 1-14). И всё человечество дышит этим же Дыханием через Церковь, отринувшую дух рабства миру, но принявшую Духа усыновления Богу. Святой Дух сошёл на апостолов в огненном виде, что указывает на то, что человек, не имеющий любви и ревности к Богу, не есть христианин. Пример послушания любви дал нам Сам Господь наш Иисус Христос, Который смирил Себя, был послушным даже до смерти - (Фил. 2, 7-8). Призывая всех людей к единению, Святая Церковь предостерегает, что не всякое единодушие людей освящается Богом потому, что воры, убийцы, насильники, извращенцы, блудники, пьяницы, трусы, лентяи и другие, предающиеся греховным страстям люди, тоже демонстрируют, порою, очень высокую сплочённость между собой, но такая дьявольская сговорчивость лишь удаляет их от Бога. Господь некогда смешал языки богоборческих строителей Вавилонской башни, чтобы они, перестав понимать один другого, рассеялись по всей земле - (Быт. 11, 1-9). Но теперь, напротив, роду человеческому Богом же повелено строить башню до Небес – Церковь Христову, где все христиане являются духовными (живыми) камнями, обожжёнными огненными языками благодати Святого Духа.
Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, добрыми делами привлекать к себе Духа Святого, чтобы пребывал Он и с нами во веки веков. Аминь.
+

День Святой Троицы. Пятидесятница. Проповедь произносил за Всенощным бдением в субботу 1/14 Июня 2008 года в храме Живоначальной Троицы в Останкино г. Москвы



Hosted by uCoz