Проповедь на Успение Божией Матери.


+
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Воскресни Господи в покой Твой, - Ты и Кивот святыни Твоея!» (Пс.131, 8).
Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сестры, празднуем Богородичную Пасху, то есть, преславное Успение Божией Матери, а так же, Её тридневное воскресение и вознесение на Небеса. После крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа Пречистая Его Матерь ещё около пятнадцати лет жила в Иерусалиме в доме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которому заботиться о Ней поручил Сам Господь со креста. Пресвятая Богородица терпеливо переносила неприязненное отношение к Ней со стороны иудеев, но более всего тяготила Её вынужденная разлука со Своим Божественным Сыном. Но Господь судил Ей долгое земное житие, ставшее великим примером смирения, в назидание всему роду христианскому. Своей праведной жизнью, и даже одним только Своим присутствием на грешной земле Матерь Божия свидетельствовала о распятом Своём Сыне и Боге, и этим утверждала тогда ещё юную Церковь и укрепляла апостолов, которые только начинали распространять христианскую веру. По своей скромности, Дева Мария не дерзала благовествовать, оставив проповедь апостолам, запретила евангелистам часто упоминать Её имя в Священном Писании так, что многое о Ней известно нам лишь из Предания. За Её смирение Господь возвеличил Её безмерно, о чём пророчествовал ещё псалмопевец Давид: «Вся слава Дочери Царя внутри Её; рясны златыми одеяна и преиспещренна. Приведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс.44:11-18). Желая избежать земной славы, Приснодева Мария редко появлялась на людях, мало разговаривала, и усердно молила Своего Божественного Сына о скорейшей встрече с Ним в загробном мире. Господу было угодно, чтобы и Его Пречистая Матерь вкусила смерть подобно всем людям, уплатила дань бренному естеству, чтобы все люди не сомневались проходить на Небо теми же вратами смерти, которыми вместе со Христом проходила и Преблагословенная и Пренепорочная Царица Небесная, чтобы через смерть, как через огонь в горниле, тело подобно золоту, очистилось от всего мрачного и грубого и озарилось светом бессмертия. По слову Спасителя, пшеничное зерно, когда умрёт, то уже не остаётся одно, но приносит много плода. И вот, архангел возвестил Богородице о приближении Её смертного часа. Христиане Иерусалима и его окрестностей поспешили получить напутствие с благословением от Матери Господней и благолепнее устроить Её погребение. Сюда же, чудесным образом, были собраны и все апостолы из дальних стран. И на этот раз в жизни Преславной Богоотроковицы отступили естественные, привычные нам, законы природы: Её тело умирало совершенно безболезненно, не подвергалось тлению, и как бы погружалось в глубокий благоуханный трёхдневный сон, после которого оно пробудилось к вечной жизни в Раю ещё прежде Страшного Суда. Само слово «Успение» означает не только смерть или засыпание, но и успешное, даже досрочное, успевание в унаследовании Царства Небесного. С великою славою, в сопровождении всех высших ангельских чинов и душ праведников, в Божий Чертог Христос приводит Богоневесту Неневестную. «Побеждаются естества уставы,.. и Жизнь предобручает смерть!» (Задостойник Успения). И гроб каждого человека должен стать лестницей на Небо, по которой снисходит Господь Бог, а человек восходит. На иконе Успения Спаситель возвращает Свой сыновний долг: Он лично на Свои руки принимает маленькую чистую детскую душу Богородицы. Но если и мы, подражая Ей, должны быть как дети, открытыми и незлобивыми, то нам должна быть явлена и Мать. И Матерь Божия, милостиво усыновившая нас, не боится и не ленится оставлять светозарное Небо и спускаться на грешную землю помогать страждущим людям. Она, с неизменным смирением, царствует не только на Небе, но и на земле, и, как Новая Ева, помогает Христу хранить и возделывать землю, то есть, взращивать людей от земли к Небесному Царю. Одна монахиня, уставшая от тяжёлых послушаний, оставила свои иноческие одежды перед иконой Богородицы, и ушла в мир. Через несколько лет она раскаялась в своих грехах, однако боялась, что её обратно в обитель не примут. Но перед иконой Матери Божией она увидела оставленные свои одежды и услышала голос: «Продолжай нести монастырские послушания, которые все эти годы несла Я в твоих одеждах так, что никто и не заметил твоего отсутствия». Много раз грозная Царица Небесная спасала Россию и другие православные страны от нашествия иноплеменных и от других бед. Апостолы говорили, что если этот мир покинет Богородица, то небо не будет голубым. Над нами голубое небо, символизирующее Её всемогущий покров и честнейший омофор Её непостыдного молитвенного представительства за нас пред Богом. И нам нечего бояться. Аминь.
+

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Проповедь произносил за Всенощным бдением в среду 14/27 Августа 2008 года в храме Живоначальной Троицы в Останкино г. Москвы



Hosted by uCoz