Обмирщение
Обмiрщ`ение в христианстве - негативный процесс постепенного отхода христиан от выполнения высоких норм евангельских заповедей, требующих от своих последователей ведения святой жизни: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48).

Ещё при земной жизни Иисуса Христа, один из ближайших его учеников (Иуда Искариот) лукаво пытался совместить служение Богу со своей страстью к наживе. Затем, - в апостольские времена были случаи, когда христиане не боялись служить одновременно и Богу и профанным (тварным) вещам: ~ История гибели сребролюбивого Анании и его жены Сапфиры (Деян.5,1-11) показывает, что уже тогда не все христиане были с "чистым сердцем". Священномученик Киприан Карфагенский объяснял большое количество отрекшихся от Христа во время гонения императора Декия в 251 году тем, что христиане чрезмерно увлеклись любостяжанием - "Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя куплями житейскими, чтобы угодить военноначальнику" (2Тим.2,3-4).

Особенно быстрый и сокрушительный характер обмирщение приняло после легализации христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии. В малочисленные церковные общины хлынул мощный поток новообращённых, которых интересовал не столько Христос и дарованное им загробное спасение, сколько появившиеся социальные, материальные и государственные выгоды. Количественное увеличение церковной паствы повлекло за собой снижение "качества" этих пасомых. Внешние границы Церкви (между верными, оглашенными, кающимися и язычниками) были размыты, но внутри самой Церкви выросли, существовавшие до этого, и появились новые барьеры = между священнослужителями, церковнослужителями, странствующими проповедниками, монахами, богатыми влиятельными (придворными) и бедными (в том числе, рабами) мирянами, между христианами различной национальности и с гражданством враждебных между собой государств и проч.

Священнослужители теперь стали чаще заниматься коммерцией и домогаться привелегий и должностей от государственной власти = вновь стали появляться случаи симонии. Епископы - как председатели, прежде занимавшиеся преимущественно финансовыми вопросами в местных христианских общинах (выполнявшие роль нынешних приходских старост или богатых благотворителей), не без помощи государственных силовых структур, фактически захватили полноту власти в земной Церкви и запретили деятельность почитаемых странствующих проповедников (к ним относились и странствующие учителя, пророки изгонители духов (экзорцисты), бездомные юродивые, несколько ранее - апостолы, и другие).

Некоторые крайние ревнители чистоты христианства считали, что "в миру" спастись теперь уже невозможно, и уходили в глухие пустыни горы и леса, где основывали монастыри. Но возросший авторитет монашества повлёк за собой обмирщение и самого монашества = монастыри стали богатеть, вовлекаться в политическую жизнь, и, наконец, были полностью подчинены правящим епархиальным архиереям, которые, через некоторое время стали избираться/назначаться исключительно из самих же монахов (иногда, не столько по стремлению их к высокой духовной жизни, сколько по их способности к административно-чиновнической церковной деятельности = нахождению компромиссов). Представители духовенства чаще стали стремиться к церковной карьере, церковным наградам, пышным титулам, высоким должностям; стало процветать низкое человекоугодничество перед начальствующими и высокомерие перед подчинёнными.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда епископы по образу жизни стали походить на иудейских первосвященников и старцев (непосредственных распинателей Христа), монахи - на евангельских фарисеев, а христианские богословы - на талмудических книжников. Обрядоверие стало приниматься за норму жизни, а на городских базарах, портовых причалах и в царских опочивальнях стало модным рассуждать о тайнах личности Иисуса Христа, о Святой Троице и о других сакральных вещах.

Из угодливости властям, христианские богословы стали восхвалять существующую Византийскую монархию и позорный и бесчеловечный рабовладельческий строй, хотя 1 Книга Царств (8 глава) прямо говорит о том, что монархии - это нечестивые языческие изобретения. Не остановило фанатичных монархистов и евангельские неприязненные отношения даже Самого Христа к царю Ироду (яко бы "помазаннику Божьему") и к Понтию Пилату - полномочному представителю ещё более могущественного царя (римского императора Тиберия).

Порою, всем христианам (даже живущим за пределами Византийской империи) стала навязываться обязанность защищать политические интересы Византийского императора в нарушение заповеди Христовой уважать всякую государственную власть, но активно не ввязываться ни в какие политические интриги: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же (Иисус Христос в последнем прощании с апостолами предельно резко) сказал им: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будьте Мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и даже до края земли."" (Деян.1,6-8).

Со времён Константина Великого начались войны между христианскими народами и царствами, а внутри самой христианской империи, протесты против социальной несправедливости и национального гнёта приняли ярко выраженную антицерковную (точнее, антиправославную) направленность, например, копты, армяне, сиро-яковиты, донатисты.

Именно в это время оскудели свидетельства о многочисленных чудесах и исцелениях, которые в изобилии низпосылались Богом в прежний Апостольский период гонимого христианства.

Изменилась и внешняя церковная обрядовая практика: исчезли сплочённые раннехристианские общины, традиционные ночные богослужения, апостольская простота и непосредственность, публичная исповедь, ответственность и торжественность принятия крещения (совершаемого после 40-дневного поста, во время божественной литургии в присутствии собравшейся местной общины), почти прекратилась проповедь христианства в отдалённых государствах, где христианских миссионеров стали воспринимать как византийских шпионов и даже диверсантов. В самой Византии церковная жизнь обросла сложными и замысловатыми церемониями, ритуалами и запретами. Все слои христианского населения (в значительной части, даже духовенства) увлеклись суеверной верой в колдовство, астрологию, гадания и в народные приметы.

Появился и совершенно чуждый исконному христианскому восприятию так называемый "христианский антисемитизм", основывающийся на том, что евреи распяли Христа. Многими христианскими чиновниками надуманный антисемитизм использовался для отвлечения христианизированного, но непросвещённого населения от острых социальных, национальных, внутрицерковных и других противоречий. При этом не учитывалось учение Церкви о том, что все люди своими грехами многократно сами распинают Христа, а среди евреев было много и тех, кто сочувствовал распинаемому Спасителю, а среди воинов, бичевавших и пригвождавших Христа ко кресту, были лица италийской и греческой национальности, а также служившие в римских легионах различные варвары. Кроме того, Евангелие (многократно) подчёркивает, что Христос добровольно распялся (ради любви в людям).

Конечно, неверно полагать, что христианство, будто бы, полностью потеряло свою ценность и перестало быть единственно спасительным и привлекательным для людей. Те семена любви, которые посеял Сам Христос, продолжали давать всходить даже сквозь многочисленные лукавые "терния" и давать свои прекрасные плоды: ~ Примеры святости и исповедничества в православии можно найти в любую эпоху, в любой год.

В таком виде православное христианство (подпорченное обмирщением) и было воспринято от Византии Русью.

В западной части Римской империи обмирщение не менее радикально извратило христианскую идею (Христос не имел даже где голову приклонить (Мф.8,20). Здесь римские епископы не только обзавелись всеми атрибутами политической власти (государственными границами, армиями и проч.), но и объявили себя надмировыми повелителями всех католических королей и их вассалов. Римские папы многократно организовывали крестовые походы для насильственного обращения иноверцев в католичество и поощряли сжигание на кострах инквизиции еретиков и, иногда, просто несогласных с папской курией.

В 16-м веке в католической Европе появился протестантизм, одним из лозунгов которого была борьба с обмирщением христианства. Однако, протестантизм, лишённый непрерывного преемства от древних обычаев и богословского осмысления, ещё более утратил свою сакральность (даже по сравнению с католичеством). Именно в протестантских странах появилась и начала развиваться секуляризация (отделение государства от церкви, а также школы (образования), науки, искусства и бытовых отношений от церкви).

В 1917 году в России пала царская власть, и церковные деятели поспешили воспользоваться благоприятным случаем, чтобы избрать патриарха и по накопившимся злободневным вопросам провести необходимые церковные реформы. Однако, и в этом случае, притормозить процесс обмирщения Церкви не удалось: с одной стороны появилось малоуправляемое деградирующее обновленчество и экуменическое движение, с другой стороны, на Православную Церковь обрушились изощрённые гонения атеистов-большевиков.

В настоящее время в православной среде крайне неохотно обсуждают проблему обмирщения Церкви, опасаясь, в первую очередь, непредсказуемых последствий организованной коллективной борьбы с этим пагубным явлением. Поэтому, христиане, по большей части, призываются, как и раньше, прежде всего, индивидуально противостоять обмирщению церковной жизни.



Hosted by uCoz