Проповедь в Вербное воскресение.


+
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, Святая Церковь вспоминает торжественный вход Господень во Иерусалим. Весть о воскрешении Христом четверодневного Лазаря вызвала небывалое смятение по всей Палестине и, в особенности, в её духовном центре – в Иерусалиме, многие жители которого специально ходили в Вифанию, посмотреть на воскресшего Лазаря и на его всемогущего Воскресителя – Иисуса Христа. Спаситель и не скрывал этого чуда и, более того, решил непосредственно показать Свою славу Иерусалиму. И вот, сидя на молодом ослёнке, Он приближается к священному городу. Его необычное шествие сопровождало множество людей, которые постилали перед Ним свои одежды и срезанные ветви деревьев и радостно кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Христос входил в Иерусалим как победитель, но не как обычные в то время земные цари, не красовался Он на горячем белом скакуне, а скромно сидел на слабеньком кротком ослике. Это перекликается с событиями помазания первого израильского царя Саула, некогда направленного своим отцом Кисом на поиски пропавших ослиц. Христос, как Бог, является царём не только Иудеи, но и всех государств земных и Повелителем всей Вселенной. Некоторые злобствующие фарисеи из среды народа сказали Иисусу: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Но Он ответил им, что если люди умолкнут, то камни возопиют! И когда приблизился Он к городу, то, смотря на него, заплакал о нём: «О, если бы ты, хотя бы в сей день, узнал, что служит к миру твоему!» Ведь само слово «Иерусалим» переводится как «Священный мир» - мир человека с Богом. Спаситель плакал не только об Иерусалиме, но и обо всём мире, и о каждом из нас с вами. Жители Иерусалима хотели видеть в Иисусе земного, политического царя, который бы избавил Иудею от Римской оккупации, но Христос призывал людей к освобождению от гораздо худшего рабства дьяволу и греховным страстям. Нынешняя православная Россия, частично отступившая от Бога, но ещё именующая себя новым Израилем, во многом похожа на Иудею евангельских времён. Многие православные христиане, русские патриоты, так же, как некогда евреи, горделиво мечтают о возрождении своего былого могущественного земного царства, и если иудеи ненавидели Римское владычество, то ныне россияне сетуют на оскорбительный диктат Соединённых Штатов Америки. И многие верующие искренно считают, что Христос обязан спасать свой народ, своих последователей, от политической зависимости безбожным властям, но, при этом, лично сами не хотят отказываться от своих греховных пороков и вести духовную жизнь, приближающую человека к Богу. Торжественность входа Господня в Иерусалим свидетельствует, Что Иисус Христос – действительно есть долгожданный обещанный Мессия и Спаситель, но жители Иерусалима не захотели принять Его таким, каков Он есть. Войдя в Иерусалим, Христос снова изгоняет из храма торгующих животными, так же, как из наших сердец изгоняются Им низменные страсти и житейские попечения, заглушающие голос молитвы. И только после этого Он исцелил слепых и хромых, пребывающих в храме, в образ того, что присутствие Господне просветляет душевные очи людей и возставляет сердца их на Путь спасения. Восторженная толпа сопровождающих Спасителя и встречающих, не дождавшись от Него никаких политических действий, быстро разочаровалась в Нём, и мало-помалу, стала расходиться. Многие из этой толпы, прежде кричавшие «Осанна Сыну Давидову!», всего через пять дней будут яростно вопить: «Возьми! распни Его, кровь Его на нас и на детях наших!» Именно дети, бывшие в храме, дольше всех остальных продолжали славословить Сына Божия: «Осанна Сыну Давидову!», и этим вызвали негодование первосвященников и книжников. И Христос указал на пророчество царя Давида «Из уст младенцев и грудных детей Ты совершил хвалу» (Пс.8:3). Несмотря на торжественный вход, радостной встречи со Христом не получилось, поэтому, Иисус вышел вон из гордого города и вернулся ночевать в Вифанию: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). Об этой суровой действительности и плакал Господь, глядя на город и на людей, окружающих Его, ведь чтобы Христос остался с нами, = мы сами должны остаться со Христом и Его Крестом. Сегодня наши вербы, принесённые в храм, будут окропляться святой водой, но слёзы из глаз Спасителя, каплющие на подстеленные ветви и одежды, умягчат ли наши чёрствые сердца, и вызовут ли у нас ответные детские слёзы живительного покаяния?
Возлюбленные Господом отцы, братья и сестры. Будем же помнить о том, что Христос входил в Иерусалим не только как всемогущий царь, но и как честнейший Первосвященник, для того, чтобы принести в жертву Самого Себя = Он есть и приносящий и приносимый. И эту предстоящую страшную жертву крестных страданий Спаситель принёс именно нам - грешным людям. Потрудимся же, дорогие, полнее принять эту дарованную нам Священную Жертву воплощённого Бога Слова, чтобы и наша душа не осталась бесплодной смоковницей, но, вместе с распустившимися зелёными ветвями и цветами, с Божьей помощью, принесла бы Христу ответные стократные жертвы с плодами христианских добродетелей. Аминь.
+

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). Проповедь произносил за Всенощным бдением в субботу 6/19 Апреля 2008 года в храме Живоначальной Троицы в Останкино г. Москвы



Hosted by uCoz